Развитие Взрослого состояния для эффективного взаимодействия с реальностью

Развитие Взрослого состояния для эффективного взаимодействия с реальностью

Для начала стоит упомянуть, что кроме состояния Взрослого есть еще состояния Ребенок и Родитель. Без их упоминания не получиться четче обозначить состояния Взрослого.

Состояние Родителя: поведение, мысли и чувства, скопированные у родителей или перентальных фигур.

Состояние Взрослого: поведение, мысли и чувства, которого являются прямым реагированием на «здесь и теперь».

Состояние Ребенка: поведение, мысли и чувства, присущие детскому возрасту.

Все три состояния существуют одновременно периодически создавая конфликтные ситуации, так как деятельность каждого из состояний опирается на индивидуальные для каждого из состояний потребности.

Детское состояние представляет собой зафиксировавшуюся внутреннюю реальность детства каждого человека. Его желания, стремления, страхи, радости, удовольствия, чаяния и заблуждения. И многое другое, что заполняло психическую жизнь ребенка. Его функции: опрометчивые поступки, порывы, любопытство, чувства и эмоции, интуитивное творчество.

К Детскому состоянию относятся и основные влечения человека: пищевое, половое, самосохранение. Поскольку ранние реакции человека на внешний и внутренний мир не могут быть выражены в словах, а выражаются мимикой, движениями, вегетативными и соматическими проявлениями, поскольку именно эти проявления особенно важны для понимания Детского состояния.

Если взглянуть на состояние ребенка глубже и под другим углом, то Ребенок — это тот, кто копирует и выражает, но не осмысляет в силу неразвитости мозга и когнитивных функций. Ему характерно слияние с окружающим миром для познания как мира, так и себя через призму «отражения» в нем. Ребенок — это тот, кто пользуется имеющимся в нем от рождения не понимая, что оно есть, так как естественно ему с этим быть.

Родитель — это реакции, как положительные так и отрицательные, но зачастую через Родительскую часть проявляется отрицающее реальность мышление: «этого не может быть», «это плохо», «так нельзя делать», «что люди подумают», «будь как все» и т. д.

Если Ребенка характеризует «хочу», то есть желание выразить не осмысленное, то Родителя характеризует реакционное мышление, как реакция у собаки Павлова на лампочку.

Во Взрослом же состоянии человек не закрыт для мира. Каждый человек получает, накапливает, обрабатывает и хранит информацию из внешнего мира, собственно организма, собственной психики. Мыслит и принимает решения в соответствии с поступившей информацией, приспосабливается к изменяющемуся миру. Эти функции психики осуществляются с помощью Взрослого.

В мимике Взрослого состояние проявляется глубокомысленной концентрацией внимания на процессе мышления, в заинтересованности человека, изучающего окружение. Взрослый сосредоточенно собирает информацию. Он рассматривает, прислушивается. Использует возможности всех своих анализаторов. Взрослое состояние, в отличие от других, способно интенсивно развиваться в течении всей жизни человека.

Словарь Взрослого построен без предубеждения к реальности и состоит из понятий, при помощи которых можно объективно измерить, оценить и выразить объективную и субъективную реальность. Это существительные, глаголы и другие части речи, которые объединяет то, что все они лишены предубеждения к реальности.

Взрослый — это творец жизнь с пластичным и сильным сознанием, который принимает и использует то, что есть за данность, с которой не надо бороться. Он не отрицает происходящее, что позволяет ему видеть больше, а следовательно быть более адекватным происходящему вокруг.

Взрослый — это творец. Существует мнение, что Внутренний Ребенок отвечает за творчество в человеке. Но по моему мнению ВР не хватает осознанности, чтобы творить. У него нет ограничений, поэтому он и может выражать то, что называется творчеством. Но это только выражение чего-то иного, например, окружения, гормонов, энергии, воспитание и т. д. Реальным же творцом является Взрослый, он свободен от внешнего влияния, он выражает себя, понимая причины и следствия.

Взрослый — это не только психическое состояние, но и сильный мозг, способный выдерживать напряжения, вызванные, например эмоцией, которая по сути является энергией, сигнализирующей о чем то. Способность воспринять эту энергию, не слиться с ней как Ребенок и не реагировать, как Родитель, а продолжать делать то, что нужно — вот что отличает Взрослого от других Эго-состояний. Взрослый — это тот, кто не реагирует, кто не сливается, не зависит от окружения, а опирается на самого себя, является центром своей вселенной, здоровым эгоистом. Он позволяет себе быть и позволяет другим быть. Именно тогда и начинаются настоящие отношения с миром, людьми, и осознанное познание себя через эти отношения. Человек начинает себя выражать. Чем сильней становиться Взрослый, тем меньше становятся Родитель и Ребенок. Состояние Ребенка берется под контроль, а состояние Родителя осмысливается и его предписания и идеи либо отпускаются либо интегрируются через опыт как свои. Информация полученная от взрослых становится знанием.

Взрослому еще присущи такие качества как самоконтроль и самоограничение. Контроль — это осмысление действий, мыслей, желаний и всего происходящего как внутри, так и снаружи, это пребывание в здесь и сейчас. Самоограничение — это возможность делать то, что запланировано, ограничивая себя в отвлечениях. Самоограничение делает Взрослого свободным. Эти качества конечно противоречат качествам Ребенка, поэтому приходиться либо договариваться с ним, либо не обращать внимания (но не подавлять).

Взрослый по определению правильный, он не рождает конфликт, поэтому нет смысла его терапировать, тем более взрослый — это Я или Самость клиента, которая не может быть выражена образом. Проблема может быть только в том, что Взрослый слаб. Тогда его необходимо усилить или ослабить другие состояния. И тогда основная работа будет происходить в терапии с Ребенком и Родителем: это восстановление цельности восприятия ребенка, принятие неприятного и позволение родителю быть таким, как он есть. Все должно занять те места, которые должны быть заняты по природе своей, цельность картины мира должна быть восстановлена. Чем меньше будет запитываться конфликт между Ребенком и Родителем, тем больше достанется энергии Взрослому. Уход от их сценария дает человеку жить в реальном мире.

В итоге задача терапии сводится в помощи взрослому установить контроль над своей жизнью.

Когда пациент усиливает собственного взрослого, у него отпадает необходимость во взрослом психотерапевта, и терапия завершается.