Стыд

Стыд

Стыд как чувство своей «плохости» и даже дефектности. Причины и последствия хронического стыда

Стыд — негативное чувство и осознание человеком, что поступок, мотив или качество может не соответствовать нормам, принятым в данной среде, либо предполагаемым ожиданиям.

Стыд — социальное чувство, поэтому зависит напрямую от норм и правил в среде, в которой происходило воспитание. С одной стороны связано с выживание в обществе, но с другом ограничивает личную реализацию.

Формирование чувства стыда исторически можно отнести ко времени, когда жили племенным строем и для выживания племени необходимо было каждому обладать определенными качествами, принятыми в данном племени. Если же кто-то выбивался из общей нормы, то он воспринимался как угроза выживанию всего племени. Воздействие на «дефектного» соплеменника могло быть одним из следующих:

  • изгнать, то есть его отвергает все общество;

  • его отвергает часть общества и лишают статуса и привилегий.

В первом случае, человек с большей вероятностью погибал, так как не мог в одиночку выжить вне племени. Со временем наказание изгнанием привело к пониманию, что если «я не такой, как другие» и общество воспринимает такое отличие отрицательно, то это приведет к смерти. Происходит связывание стыда и понятия, например, «я не такой» и эмоция «страха смерти».

Во втором случае, человек нарушает ценности общества, но отсутствует угроза выживания общества. Тогда, при наличии ценности от человека, его лишают статуса, свободы, привилегий в связи с чем он испытывает поражение, унижение, беспомощность и т. д, но остается живым. То есть, чтобы не быть отвергнутым и не умереть, можно признать свою «нетаковость» и покаяться, принять наказание в качестве искупления и стать максимально полезным. Что приводит к действиям через «должен», а не «хочу». В этом случае происходит связывание стыда и понятия, например, «я плохой» и чувство «боли» (отсутствие возможности личной реализации).

В России такой подход по управлению людьми через стыд и долженствование насаждались сначала через религию, далее в тяжелое военное и послевоенное время, а после стандартами советского воспитания, поэтому стыд является неотъемлемой частью нашей культуры.

Есть еще третий случай, когда индивид заранее сам решает, что такой, какой он есть, он не соответствует сложившимся нормам общества. И для выживания нужно молчать, скрывать секрет. Со стыдом тут будет связано чувство отвращение, грязности, чего-то неприятно. Такие случаи редки и предположу, что в их основе лежать более ранние травматические события связанные со стыдом.

Получается, в зависимости от ситуации, со стыдом могут быть связано одно из главных чувств, которое его и подпитывает: страх, боль или отвращение. Это же чувство и является основой травмы, не позволяющей принять отверженную часть.

Стыд у человека формируется в детские годы и в зависимости от возраста, он будет по-разному проявляться. Если травмирующее воздействие происходит в ранние периоды, когда ребенок глобально воспринимает мир, то это будет тотальный стыд за свое существование, например «я такой какой есть, не имею право тут жить». В более поздние периоды, когда ребенок уже осознает свои части тела или качества характера дискретно, стыд может относиться к ним. Например, стыд за внешность или черту характера, которая может напоминать отвергаемого родственника.

Под воздействием окружения от которого ребенок тотально зависим, он начинает ощущать свою «дефектность», что такой, как он есть, он не нужен. И более того, оставаться таким опасно, могут отвергнуть либо полностью, от чего возникнет страх, либо частично, от чего возникнет боль. Тогда ради выживания необходимо либо отказаться от «дефектных» частей и заменить их на «правильные», либо, по причине невозможности переделки, начать своими действиями выпрашивать прощение и искупление. В обоих случаях происходит отвержение части «Я», что приводит к серьезным последствиям, вплоть до депрессии и дальнейшего суицида.

При отвержении части себя, бывает, что происходит дальнейшее ее внутреннее отвержение и уничижение, что выражается в самокритике. При более серьезных случаях травмированности, доходит до того, что одна из внутренних частей хочет убить «дефектную» часть, что приводит к случаям самоповреждения или суицидальным попыткам.

Хронический стыд мешает социализации и адаптации, и самое главное, он мешает личнойстной реализации. Жизнь с позиции «должен» приводит к большим нагрузкам на психику, прокрастинации, зависти, злости и агрессии. Из жизни уходит радость, удовольствие, приходят либо экзистенциальные кризисы или депрессия.

Считаю стыд одним из самых сильных, по воздействию негативным и при этом скрытым, завуалированным чувством. В детстве оно возможно и помогло выжить, но во взрослом возрасте стыд мешает гармонично жить, поэтому от него надо уходить.