ПРЕДНАЗНАЧЕ́НИЕ — То, что предопределено, предначертано кому-нибудь, роль, выпавшая на чью нибудь долю, судьба.
Толковый словарь Ожегова.
Иными словами, это то, что заложено при рождении. Но заложено куда? Ведь человек не однородное существо, а существует сразу на нескольких уровнях, от низших до высших, от грубого тела до тонкой психики или души. И предназначение у каждого уровня свое.
Грубо можно поделить уровни так:
-
земной уровень, который состоит из вегетативного (овощного) и животного, основные предназначения которых — экономить энергию, поесть, поспать, продолжить род и т.д.
-
человеческий уровень — предназначение которого развиваться и творить 1.
-
духовный или небесный — предназначение, быть проводником высших сил и планов, Бога.
Каждый из уровней может быть поделен еще на подуровни. Деление условно и взято из даосизма. Но также можно использовать и пирамиду Маслоу.
Одновременно работают все уровни, но главенствует один и зачастую это не человеческий, а земной уровень, где важнее не симфонию написать, а удовлетворить телесные, животные потребности либо лень (энергосохранение).
Человеческий же уровень — это путь усилия, срединный путь между телесными радостями и небесными переживаниями 2. Потеря усилия приводит к попаданию в зависимость от небесных или земных уровней. Человек перестает принадлежать себе и начинает зависеть либо от высших переживаний и идет в религию, либо от низших и начинает вести разгульный образ жизни. Либо, одновременно от того и другого, раздираемый между «светом и тьмой». Удовлетворение сменяется удовольствием, зависимость от сиюминутных радостей возрастает. Система под название человек упрощается, но продолжает работать, так как еще есть предназначения, которые управляют системой.
Ведь человек существо сложное, эволюционировало долго, множество дублирующих систем существует, каждая из которых что-то полезное да сделает. Поэтому большинство с психическими травмами хоть и не могут творить и добиваться целей, но продлевают свой род. То есть высшие функции не работают, но хоть человечество не вымрет.
Стоит заметить, что путь человека подразумевает наибольшую свободу, но в этой свободе и больше всех ограничений. Контроль и дисциплина, наилучшие друзья свободного человека. А любое «хочу» — это уход в сторону от того, чтобы быть человеком, так как «хочу» реакционно и завязано на внешний или внутренний стимул. В идеале «хочу» надо заменять на «желание» или «намерение» — на осознанное стремление совершить действие, когда присутствует взвешенное осмысление, почему и для чего это действие осуществляется. Но этого мало, кроме желания надо еще уметь быть во времени с непрерывным сознанием, а для этого необходима энергия и наработанное усилие ее использовать. Также необходимо ограничивать себя от всех тех «хочу», которые будут возникать по мере движения к назначенной цели. А это уже очень высокий уровень психической деятельности, который сейчас мало кому подвластен, ведь дофаминовая система разрушена, люди превратились в наркоманов от сиюминутных удовольствий. И максимальное предназначение доступное им — это быть овощем, животным или благостным зомби.
Путь свободного творческого человека сложен, поэтому его мало кто выбирает, предпочитая либо путь сохранения, либо путь подчинения. Но дело даже не в выборе, так как зачастую нет способности выбирать, разрушенная в детстве психика не позволяет это сделать.
На самом деле человек, именно человек, а не тело или душа, от природы получает возможность создавать не «что-то», а «как-то». Не цель, а процесс, при котором не важно, что делать, так как через любую деятельность можно выразить себя. Но, так как детство жестоко в современном обществе, то ритм сбивается, а вместе с ним и теряется опора на себя, личный ритм3 заменяется на ритм общества. Опора ищется во вне, в профессиях, целях, статусах. А инструментарий для достижения берут тот, что попроще — привычки или уже присутствующий талант.
Также бывает, что под предназначением понимают психологические защиты. Как пример, один психолог-гипнолог, добавил образ собаки-защитника своему пациенту. Так потом этот пациент вырос и стал кинологом. Вот и вопрос, предназначено ли ему было стать кинологом или так безопасней? Или, например, человек говорит, что любит спокойствие и тишину, чтобы никто не мешал и идет в библиотеку работать, так как работать с неодушевленными предметами его предназначение. А на самом деле у него страх общения с людьми.
Создавать себя и свою жизнь мало кто может сейчас, это сложно, а ведь хочется просто и быстро. Жить согласно заложенным изначально талантам приятно, больших усилий не требуется. Но это не про созидание, глобально — такой человек марионетка, зависимый от изначально заложенного, движущийся по рельсам. Он не нарабатывает усилия проживания. Поэтому любые изменения в его окружении или в мире, которые перестраивают привычный порядок вещей, вызывают тревогу или даже панику. Ведь опора то была не на себя, а на профессию, на талант или иные заложенные предназначения. Ковид хорошо это показал. Человек — этот не тот, кто что-то делает, а тот, кто как-то делает и ему внешние изменения не страшны, так как он творец, он адаптивен.
Стоит упомянуть еще высшее предназначение, оно связано с получением опыта нового, например, познание «принятия». Для этого в детстве будет много агрессии, травм, через которые надо пройти и принять. И в контексте этого, например, желание быть психологом — это инструмент на пути к своему предназначению, а не цель.
Резюмируя выше написанное, кратко отвечу, что предназначение есть, и их много. Можно им следовать, а можно учитывать, но направление движения задавать свое. А свободы нет, люди в любом случае будут зависимы от чего-то, только либо мы выберем от чего зависеть, либо нам укажут на это. Например, можно зависеть от развития, а можно от тела, которое хочет есть. Тело питать, конечно, важно, но голод — это не повод ночью бежать к холодильнику.
И немного про свободного ребенка. Он не может быть свободным, так как тотально зависим от происходящих изменений в нем, от роста тела, мозга, гормонов и т. д, а также от родителей. Как можно быть свободным, когда сегодня одно, а завтра другое? Только когда закончат рост тело и мозг, появится опора для сознания, только тогда можно стать свободным, но при условии, что не был сбит изначальный ритм. А для ребенка лучше слово «естественность» употреблять, а не «свобода».
1Творчество — это управление процессом, в котором присутствует понимание происходящего, осознанность. А значит повторяемость. Ежели человек что-то делает под действием вдохновения, то он проводник, не творец, так как акт творчества от него не зависит в полной мере.
2Бывает так, что человек настолько уходит в религию, что перестает заботиться о теле, так как получает сильные переживания, от которых впадает в зависимость. Это переживание гораздо тоньше и выше, чем, например, пища.
3 понятие не понятное большинству, так как нет опыта в нем быть. Личный ритм задается при рождении и влияет на дыхание, сердцебиение и иные процессы в теле. При зажатой диафрагме или поверхностном дыхании человек не в состоянии выражать свой ритм, а следовательно и себя.